9 декабря в большом зале кинотеатра состоялся показ картины режиссера Евгении Монтаньи Ибаньес "Марш!Марш!Левой". Перед премьерой Виталий Манский призвал желающих подписать обращение к президенту Владимиру Путину в защиту режиссера фильма "Срок" Павла Костомарова, у которого накануне прошел обыск.
Первая сцена картины — координатор Левого фронта Сергей Удальцов берет урок ораторского искусства у актера Александра Баширова. Тот учит оппозиционера говорить быстрее, правильно жестикулировать и не проглатывать буквы.
Одновременно с этим в Москве, в помещении "Свободной прессы" активисты начинают политическую голодовку в поддержу Олега Шеина. Голодающие рассказывают, зачем они это делают, делятся своими целями, мечтами и желаниями.
"Ну вот мы голодали дня два, а потом уже затянуло. Ты видишь, что ты не один, что с тобой голодают другие, и ты уже не можешь это бросить вот так, остановиться", — говорит одна героиня.
Поддержать голодающих приходит Сергей Удальцов и оппозиционер Леонид Развозжаев. В комнате активисты греют чайник, рисуют плакаты и обсуждают, как может пройти и чем закончится "Марш миллионов" 6 мая.
И тут в размеренное повествование фильма врезаются яркие и жесткие кадры задержаний на Болотной площади. Режиссеру удалось собрать огромное количество материала, события 6 мая показываются практически в режиме реального времени.
Зал затих, люди напряженно вглядываются в экран. Кадры задержаний кажутся невероятными в обстановке уютного зала в центре Москвы.
Режиссер тем временем показывает лидеров протеста Сергея Удальцова и Алексея Навального, которых прямо на сцене так и не состоявшегося митинга задерживают полицейские.
Бойцы несут молодого человека, кричащего "Россия будет свободной". Следующий кадр — его повалили на землю и избили резиновыми дубинками.
Пожилые женщины кричат: "Ну что же вы делаете, вам же самим стыдно потом будет".
В толпе кто-то кого-то потерял. По площади бегают журналисты с фотоаппаратами и видеокамерами.
Люди и ОМОН расходятся в ожидании, становясь как бы "стенка на стенку".
Цепь ОМОНа на Болотной площади, около набережной.
Мимо цепи идет молодой человек и вслух, с телефона, зачитывает 31-ю статью Конституции. "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Граждане Российской Федерации имеют право…", — звучит спокойный монотонный голос среди шума, криков и стонов толпы.
Внезапно стало тихо. Потом зал захлебнулся в овациях. Аплодировали все, многие поднялись с мест.
Вторая картина о событиях на Болотной площади состоит из сцен митинга и отрывков из спектакля мастерской Кирилла Серебренникова "Отморозки".
Документальный фильм Юлии Бывшей "Путин, люби нас" идет всего 25 минут. Он начинается черно-белыми кадрами митинга, на которых участницы панк-группы Pussy Riot Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова заявляют о правах женщин. Сцены городского протеста наложены на рэп под музыку песни "С чего начинается родина", написанный специально для спектакля "Отморозки".
Молодые люди рассуждают о выборах, о том, за кого голосовать и что писать на плакате. Перед ними на столе стоит Ipad с трансляцией выступления кандидата в президенты Михаила Прохорова.
Ребята решают призывать всех к миру, любви и добру и выходят с плакатом: "Путин, люби нас".
Эта сцена сменяется кадрами из спектакля, в котором ОМОН задерживает активистов "Другой России". Далее на экране сцена из реальной жизни — большое количество бойцов ОМОНа на улицах Москвы и задержания.
После участия в акциях протеста герои фильма решают больше не выходить с плакатом "Путин, люби нас".
В заключение фильма на черно-белой пленке показывают задержания на Болотной площади.
К этим двум фильмам можно добавить работу иностранного режиссера, американки Робин Хессман, прожившей в России 9 лет. Она представила работу "Моя перестройка". Материалы для фильма Робин собирала семь лет.
Она рассказывает историю пяти одноклассников, участников протестных событий осени 1993 в Москве.
Среди героев — основатель группы "Наив" гитарист Руслан Ступин, семейная пара — учителя истории, бизнесмен — хозяин бутика рубашек и женщина, потерявшая мужа в 90-х и одна воспитывающая ребенка.
"Пять одноклассников — зеркало мечтаний и разочарования поколения, родившегося за железным занавесом, но живущего в стране, так и не ставшей действительно свободной", — отметила Робин Хессман.
"Заниматься документальным кино, его популяризацией, определением в нем ценного автоматически означает… не трусить. Не оглядываться на власть, на общепринятое мнение, на соображения дипломатии, на собственную выгоду, на проблему собственного выживания. Просто документальное кино — это такое искусство, в котором дипломатичность и качество не уживаются. И либо ты делаешь фестивально-документальное кино, либо имитируешь "профильную деятельность"— чинно-блинно показываешь незлобливый продакшн телеканала "Культура" и осваиваешь бюджет" — вынесла вердикт программный директор фестиваля Виктория Белопольская.
На эти фильмы невозможно купить билет. Они все были распроданы за несколько дней до показа.
Мне с трудом удалось войти по пресс-карте, чтобы посмотреть их среди многих, кто так же, как и я, стоял или сидел на полу в зале кинотеатра. При этом зрители отчетливо сопереживали увиденному, комментировали и что-то шептали друг другу на ухо.
Через пленку ты прикасаешься к дням, событиям, героям и антигероям. Восстанавливаешь в памяти забытые детали, складываешь общую картинку из отдельных эпизодов. Одно дело — помнить, что задержания на Болотной площади были жестокими. А другое — видеть на экране опустевшую площадь, брусчатка которой завалена грязными лентами, разорванными плакатами и окровавленной одеждой. Полицейские автозаки, поваленные туалеты, и люди, сбившись в кучу, в ожидании замерли на площади. Чего они ждут? И на что надеются?
Вы можете оставить свои комментраии здесь
Марина Курганская
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter