В Москве 21 октября на пресс-конференции лидер "Гражданской платформы" Михаил Прохоров подвел итоги прошедшего за несколько часов до этого съезда партии, главной интригой которого стал возможный поворот в кадровой политике "Гражданской платформы".
Свою речь Прохоров начал с того, что сообщил: партия изменит эмблему, потому что ее "не очень хорошо было видно в бюллетене". Но реформы этим не ограничатся: партия собирается не только поменять свое символическое "лицо", но и постоянно менять лица в прямом смысле слова. Подогреть интерес собравшихся политик постарался с первых минут встречи, но сперва – окольными путями.
Для начала Прохоров сообщил, что в Федеральный гражданский комитет (ФГК) "Гражданской платформы" вошла Людмила Улицкая. Здесь сюрприз лишь относителен – привлечение в партию медийных лиц – неоднократно опробованная "Гражданской платформой" стратегия: в ФГК уже состоят Алла Пугачева и Елизавета Глинка (знаменитая "доктор Лиза"), сторонник партии Андрей Макаревич, мэром Екатеринбурга был избран выдвинутый партией Прохорова глава фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман. В местных выборах "Гражданская платформа" в целом старалась опираться на уже известных в регионах деятелей.
Но, по всей видимости, такая тактика может остаться в прошлом – это главная неожиданность, которую Прохоров подготовил своим избирателям.
"Единственное к чему мы единодушно пришли – не быть слишком откровенными. Теперь мы будем похитрее и менее предсказуемыми для власти",
– пообещал он.
"У нас все расписано по маленьким политическим квартиркам. Поэтому так заранее все известно. И постоянно меняются правила. Вот, например, Прохоров был достоин участвовать в президентских выборах, а в выборах мэра Москвы – уже нет. И так происходит постоянно. А система все время меняется.
Вы помните, мне в свое время было не место в театре кукол Суркова, а теперь мы решили, что в периодической таблице элементов, но не Менделеева, конечно, а Володина, нашей партии тесно",
– описал Прохоров текущую политическую ситуацию, которая и побудила его предложить членам партии новую стратегию.
"Я предложил ротацию всех руководящих органов в течении года. Включая руководителя Федерального гражданского комитета", – рассказал политик.
"Во всех регионах, где у нас была короткая скамейка — Москва, Чита, Владимир, Ярославль – партия власти всегда четко видела единственного кандидата.
Сейчас за счет того, что мы будем ротировать руководителей, например, каждый год, мы до выборов в Государственную думу 2016 года сможем подготовить 200-300 человек, которые как раз и станут нашей армией одномандатников не только с опытом политической работы, но и с опытом руководящей партийной и гражданской работы",
– описал свою идею Прохоров. Политик надеется, что на московских выборах партия сможет выдвинуть таким образом по три-четыре человека на округ.
Отдельно он заметил, что при таком раскладе для всех, в том числе и для власти, до последнего момента будет оставаться тайной, кто же возглавит списки партии, а значит, ей труднее будет выбрать основного противника и устранить именно его.
Прохоров уверен, что новая стратегия помимо прочего "покажет, что мы строим не вождистскую партию, а, как говорят в бизнесе, партия – это лишь бэк-офис и функционал для гражданского общества".
Политик аргументирует это тем, что руководитель должен быть авторитетом "не потому, что он занимает должность, а потому что за ним есть сила и есть поддержка избирателей". Новой стратегией Прохоров надеется привлечь в партию "большее количество ярких людей", которые смогут попробовать себя на разных руководящих должностях, потому что они не будут заняты навечно "засидевшимися" начальниками.
Как считает лидер "Гражданской платформы", вопрос о новой стратегии решится в ближайшие полтора-два месяца – пока она не принята. Главной интригой, естественно, тут же стал вопрос о том, подпадет ли под "ротацию" сам Прохоров. Сначала политик уходил от него, замечая, что изменения в тактике "Гражданской платформы" еще предстоит утвердить ее членам и "представителей гражданского общества". Потом туманно намекнул, что и лидер партии не должен занимать свое место 20 лет.
Вопрос о том, могут ли снова возглавить списки "Гражданской платформы" медийные лица, политик также отдал на откуп партии, заметив, что решать это будут праймериз. Известные лица, по мысли Прохорова, должны оказаться в тех же условиях, что и "яркие молодые люди", пусть даже "без опыта управления". Видимо, кадровый голод в партии достаточно ощутим – лидер "Гражданской платформы" подчеркнул, что будущие руководители партии могут быть даже беспартийным.
Сдвиг выборной систему в сторону большего числа мест для одномандатников Прохоров в контексте нового кадрового поворота воспринимает положительно: "Чем больше будет одномандатников на предстоящих выборах, тем больше шансов у "Гражданской платформы".
При этом делить округа с другими оппозиционными партиями, чтобы не было лишней конкуренции, Прохоров готов.Но только в тех случаях, когда по конкретному округу не сможет пройти кандидат "Гражданской платформы" – здесь ее члены могут поддержать и представителя иной "близкой по духу партии". В остальных случаях партия намерена конкурировать с другими оппозиционными организациями. При этом политик заметил, что с кандидатами от власти "Гражданская платформа" работать не намерена.
"Разве вы не знаете, чем в российской истории заканчиваются любые договоренности с властью?",
– подчеркнул Прохоров свою "непримиримую" позиции.
Правда, чуть раньше выяснилось, что от предложения мэра Москвы Сергея Собянина выдвинуть своего представителя на должность бизнес-обмундсмена партия отказываться не намерена. Готова она рассмотреть и другие идеи Собянина, в том числе выдвинуть своих членов на посты руководителей управ. Тем не менее, сам Прохоров на такую должность не согласен. "У меня так жизнь сложилась, что я все время работал руководителем. Поэтому замом я не умею работать", – заметил он.
Напрашивается мысль, что изменение кадровой политики "Гражданской платформы" может быть связано с тем, что известные люди, участвуя в выборах, в конечном счете, начинают работать на себя, а не на партию. Как бы там ни было, слухи об охлаждении отношений Ройзмана и "Гражданской платформы" Прохоров опроверг, заметив, что они с мэром Екатеринбурга "часто созваниваются" и что Ройзману "нужно время на то, чтобы адаптироваться".
"Я дал ему только один совет: Надо чаще улыбаться",
– постарался политик перевести не кажущийся слишком убедительным ответ в другую плоскость.
Между тем, хотя обсуждение инициативы Прохорова пока не закончилось, на практике определенная ротация в партии уже началась. В пресс-релизе она названа "плановой", но по факту изменения в составе "Гражданской платформы" – это не обычные кадровые перестановки или уходы из партии из-за отхода от политики. Так, Максим Маткин из Нижнего Новгорода утверждает, что был исключен за желание выступить с критикой "нынешнего положения дел в "Гражданской платформе".
Выигравшая выборы в Думу Великого Новгорода Елена Михаилова рассказывает, что ее исключили из партии после того, как она пошла на выборы в качестве самовыдвиженца (участие в выборах в этом регионе федеральные руководящие органы "Гражданской платформы", по ее словам, сочли нецелесообразным). Она критикует партию за авторитаризм – тот самый вождизм, отсутствие которого хочет доказать Прохоров, и "безделье":
"Принцип "как бы чего не выиграть" гораздо ближе руководящему составу партии, в отличие от провозглашенного "все для человека".
Еще один член партии был исключен за участие в работе партии-спойлера "Граджданская инициатива". Секретарь регионального политкомитета Ставропольского края также поплатился за похожую активность – он участвовал в выборах от другого профессионального спойлера "широкого назначения" – "Демократической партии России".
Прохоров, комментируя эти и схожие ситуации, переадресует упреки самим исключенным. "Наш нижегородский товарищ куда-то уехал, сам не выходил на связь, появился, а теперь жалуется". Случай Михайловой он назвал "связанным с нарушением этики, которое никак не компенсирует победа на выборах". За пониманием сути конфликта, как сообщает Прохоров, обращаться нужно уже не к нему, а к каким-то другим членам партии, но к кому именно – он не уточнил. Но, так или иначе, эти ситуации показывают, что к новой политике партию подталкивает, в том числе, непростое положение с кадрами.