Вне зависимости от того, удастся ли подсчитать или даже подать все голоса на выборах Координационного совета оппозиции, главные цели данной акции уже исполнились: появилось новое оппозиционное движение. Слишком солидные или слишком поглощенные идеологическим сектантством и мелким политическим барышничеством отошли. Как обычно, приговаривая: наше время еще не пришло…
Политическое движение чем-то напоминает нацию — ему необходима общая идентичность.
Выборы КСО собрали тех, кто видит смысл в дальнейшей борьбе за Россию без Путина в рамках некоей коалиции.
Выборы вынудили сотни активистов вербализировать, а значит и четко сформулировать свою идеологическую платформу. Дискуссии вокруг программ и платформ, до которых не дошли руки "горячей зимой", стали важнейшим фактором формирования общей рамочной платформы протестного движения. Так 22 года назад формировалась рамочная платформа российских демократов: суверенитет России при стремлении к западной цивилизации, многопартийная рыночная демократия и антикоммунизм.
Общая идеологическая основа невозможна без идеологических дискуссий внутри одного движения. Такая основа "выварится" сама, точно так же, как идеологии демократических и национально-демократических движений в республиках Советского Союза и странах Восточной Европы "выварились" в многолетних спорах диссидентов между собой.
Кроме того, предвыборная кампания вывела новую генерацию политиков и публицистов.
Это очень важно, потому что новые лидеры не несут бремени традиции поражений демократического движения 80–90-х и "движения "несогласных" 2006–2010 годов. То, что в дебатах прославленные "золотые перья" оппозиции проигрывали первые места до того малоизвестным активистам, говорит только о том, что новички лучше владеют кодом, понятным рядовым участникам протестного движения. А при агитации политику владеть понятным массам кодом существенно важнее, чем обладать совершенной риторикой или философской глубиной.
Лет тридцать назад философ Григорий Померанц сравнивал Куликовскую битву с арабо-израильской Шестидневной войной июня 1967 года. И там, и там военный успех стал следствием накопленной духовной силы и послужил фундаментом для рождения нации. "Вход Даяна в Иерусалим" создал евреев как нацию. Те евреи, которых это событие оставило равнодушным или даже огорчило, остались этнической группой. Те, кто пережил события 67 года как историческую победу еврейского народа, влились в нацию. Именно в этом и было важнейшее судьбоносное значение боев за Абу-Агейлу, Арсенальную горку или Голаны. Территории Газы, Синая, Самарии стали дополнительным бонусом (а позднее медленно, но верно стали превращаться в "чемодан без ручки"). Так же и
выборы в КСО стали важнейшим этапом формирования движения протеста. Они дали общий миф, задали общий вектор и породили новую генерацию лидеров. Они создали "плавильный котел" идеологических групп и течений.
В конце концов, если взаимное восприятие полов можно интерпретировать с точки зрения этнических стереотипов, то почему политическое движение не воспринимать как модель нации? Нации, которая рождается из союза племен, или, если угодно, "колен". Только не хотелось бы тратить на прохождение Синая 40 лет. Лучше дня три-четыре.
Вы можете оставить свои комментарии здесь